Экономика совместного потребления: коворкинги меняют офисный рынок

Онлайн-платформы для связи производителей и потребителей без посредников стали сегодня обыденностью. Недвижимость – довольно консервативная отрасль: здесь подобные изменения проявляются пока лишь в гостиничных сервисах. В офисном сегменте тренд лишь зарождается в форматах гибких пространств и коворкингов.

Руководитель департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Colliers International И.Темнышев связывает рост популярности коворкингов с рядом факторов:

• Со стремлением бизнеса к эффективному расходованию средств при использовании по назначению каждого метра площади: коворкинги как раз обеспечивают нужную гибкость;

• с экономической выгодой для арендаторов: небольшим компаниям (до 25 чел.) аренда рабочих мест обойдется дороже найма помещения, но зато не придется вкладываться в меблировку, офисную инфраструктуру и «коммуналку»;

• со стимулированием нетворкинга – объединения единомышленников из разных бизнесов для общения и создания совместных проектов.

Преимущества коворкингов выглядят очевидными, но сам формат сложно развивается. Нередко владельцу выгоднее сдать помещение в обычную аренду, чем сотрудничать с оператором коворкинга. Дело в условиях долгосрочного договора, предполагающего возложение большей части затрат на меблировку и отделку непосредственно на арендодателя, а не на оператора.

Но, несмотря на препятствия, рынок гибких пространств демонстрирует рост. Это обусловлено модой и экономическими причинами. Переход от традиционной аренды к гибким сервисным пространствам – недалекая перспектива, которая кардинально изменит отрасль.