Применение щебня в дорожном строительстве

Материалы >> 20.02.2018

Современное дорожное строительство крайне редко обходится без щебня. Поэтому его заслужено можно назвать ключевым строительным материалом для возведения дорог. Стоит отметить, что для этой цели применяется исключительно щебень IV и V категорий (это не относится к дорогам с так называемым переходным покрытием).

Ретроспективный взгляд на щебень в качестве дорожно-строительного материала открывает несколько любопытных подробностей о нем, например, еще древние римляне начали строить многослойные дороги, причем в качестве одного из слоев выступал битый камень, который можно назвать аналогом современного крупнообломочного щебня. Такие мостовые обходились слишком дорого, и полностью была вымощена только одно дорога. Примечательно то, что на большей части дорог щебеночная конструкция использовалась в качестве основной.

В средневековые времена дорожное полотно часто отсыпалось щебнем. Этот материал был выбран за его адгезию (сцепляемость) и высокий уровень прочности. Кроме того, вымощенная из щебня дорога со временем «самоукатывалась», становясь еще более прочной. Позднее искусственные россыпи щебня начали укреплять катками, а поры заполняли высевками и «клинцем», то есть более мелким материалом, создающим дополнительное расклинивание.

В России такое решение прижилось плохо, поскольку было трудно добывать необходимые материалы. В средней части страны, где производилось строительство дорог из щебня, было мало каменных материалов, поскольку коренные породы лежат глубоко под ледниковыми отложениями. Поэтому материалы добывались в основном из валунов, лежащих на полях.

Но позднее строители убедились, что можно упросить технологию за счет уменьшения толщины щебневого слоя. Нижнюю его часть заменили песком. Такое решение привело к тому, что за много лет соотношение «мощеных» и щебневых дорог практически не изменилось, поскольку строительство последних было существенно упрощено.